6(d+Луна)

Мандира…

За этим именем скрывается глубокий исследователь и виртуозная исполнительница с неординарными актерскими данными; талант, поставленный на служение через танец-молитву.

Мандира (санскрит — та, что служит в храме) — Милана Северская — родилась в Санкт-Петербурге (Россия).

Получила несколько образований: музыкальное, экономическое и психологическое.

Была директором издательства общества Ведической культуры, руководителем культурно-просветительского центра, где вела программы бхаджанов и группу мантрического пения.

Прошла стажировку по стилю Бхарат Натьям в академии Бхарата Каланджели в Мадрасе (штат Тамил Наду, Индия).

Параллельно брала уроки по основам вокала, стиль Карнатака, у Налини Рампрасад, посещала классы по абхинайе у Шри Мати Арунатхи Джаганатхам (ученицы Падмабхушан Каланиди Нараянан).

Первое сценическое имя Ласья Шакти Деви было дано Милане Арунатхой Джаганатхам и означает: Шакти – энергия, Ласья – мягкая, женственная форма исполнения танца.

Второе имя — духовное — Мандира, было дано Милане при инициации как благословение в духовную практику гаудия-вайшнавизма. Под этим именем она служит на сцене в танце и пении, пишет книги, проводит медитативные практики и обучает искусствам 5 веды.

Мандира прошла еще несколько стажировок в Мадрасе, в академии танца Бхарата Каланджели,  обучалась в школе искусств Кочин, Керала, овладевая двумя стилями классического танца: Бхарат Натьям и Мохини Аттам.

В это же время Мандира изучала дополнительные дисциплины:

  • пение (стиль Карнатака), педагоги Джаячандран и Гитика;
  • музыка (вина), педагог Читтра Субраманьям;
  • йога, классы по абхинайе (Арунатха Джаганатхам ).

Мандира совершила несколько паломнических туров по Индии, объездив практически всю страну. Жила в ашрамах разных религиозных конфессий, приняла участие в исследовательских экспедиция по Индии. Местные знатоки древнего искусства говорили: «Эта русская знает о нашей стране больше, чем мы».

Мандира получила личное благословение на исполнительскую деятельность и продолжение традиции танца от двух легендарных педагогов: Падмабхушан Каланиди Нараянан — мастера мирового уровня по искусству абхинайи, и Каламандалам Кальяни Кутти Амма, возродившей стиль Мохини Аттам.

Мандира была последней ученицей одного из последних представителей легендарной семьи Пиллаи; провела несколько месяцев в деревне Панданалур, откуда произошла школа Панданалур стиля Бхарат Натьям.
В знаменитом храме деревни Панданалур, где когда-то готовили потомственных девадаси — храмовых танцовщиц, она получила личное благословение от своего пожилого учителя и от брамина храма. После посещения святыни храма, обычно закрытой для молящихся, брамин рассказал о древнем тексте на тамильском языке, где было предсказано что в деревню приедет белая девушка для возрождения древней традиции.

Спустя много лет эти благословения стали путеводной звездой и вдохновением для Мандиры.

Мандира организовала:

  • первую в Санкт-Петербурге школу индийского классического танца (стиль Бхарат Натьям ) — 1987 г.
  • театр Пластико-визуальных искусств, Санкт-Петербург (Россия)- 1993 г.
  • первую в России школу стиля Мохини Аттам и является первой русской исполнительницей этого стиля — 1998 г.
  • первую за пределами Индии школу Калари Паятт — 1998 г.
  • театр Мистериальных искусств, Санкт-Петербург (Россия)- 2000 г.
  • Группу Мандир, Санкт-Петербург (Россия) — 2013 г.
  • Театр Натьи, Санкт-Петербург (Россия) — 2015 г.
  • В 2015 г. увидела свет первая книга Мандиры — «Искусство ритма в классической музыке Карнатака» — открывшая серию книг «Практическое руководство по Натье»
  • В 2017 г. написана и издана книга «Музыка Карнатака»
  • В 2018 г. серия «Практическое руководство по Натье» пополнилась двумя книгами, работа над серией продолжается.

В настоящее время все школы различных стилей и видов искусств Натьи, созданные ранее, реорганизованы Мандирой в Академию искусств Натьи, где по образцу Академий традиционного искусства, работающих в Индии, ведется преподавание в формате комплексного обучения искусствам . Цель деятельности школы —  сохранение традиции в системе обучения и перфоманса.

Концертная деятельность Мандиры началась в Санкт-Петербурге и продолжается по настоящее время. К географии выступлений прибавилась Индия и Европа. Были поставлены более 100 сольных спектаклей, вызвавших восторженные отзывы зрителей и прессы.
За большую культурно-просветительскую деятельность Мандира была награждена многочисленными поощрительными грамотами и дипломами и приглашена почетным участником делегации по встрече премьер-министра Индии.

О своей миссии и судьбе сама Мандира говорит такими словами: «Будучи юной девушкой, мало что осознавая, имея минимум средств, практически не зная языка, без обратного билета я уехала в Индию… искать ключи от священного искусства, которое сохранилось там, как в заповеднике… и найдя сокрытые ключи, привезти это искусство земле, где оно когда-то было рождено… чтобы сделать его понятным для своих соотечественников и подарить любимой Родине и любимому городу знание, дарующее исполнение всех желание и открывающее путь к счастью.»